Об истории Парголово

Есть мнение, что села Малая и Большая Вологодская слобода (2-е и 3-е Парголово) появились в Петербургском уезде в середине 18 века, когда граф Петр Иванович Шувалов переселил сюда крепостных крестьян из Вологодской губернии. Даже и на официальном сайте муниципального образования Парголово в разделе по истории населенного пункта есть это утверждение, перепечатанное, очевидно, из какой-то краеведческой книжки. 
    Так и написано: "По мере расчистки лесов эта местность стала мало-помалу заселяться. Появилось поместье, выстроили усадьбу и разбили парк. Поскольку через Парголовское имение Шуваловых проходила дорога, соединявшая Петербург с Выборгом, то и заселение шло вдоль Выборгского тракта. В середине 18 века сюда были переселены крепостные крестьяне из Вологодской губернии и Суздальского уезда Владимирской губернии, принадлежавшие Шуваловым, и образовались три крупных поселения: Большая Суздальская (1-ое Парголово), Маленькая и Большая Вологодские (2-ое и 3-ье Парголово) слободы". Мнение это ошибочное. 
    Ошибка возникла, по всей видимости, по причине неверного трактования текста старинной книжки, изданной в Санкт-Петербурге в 1903 году: "Дополнение к историческому, географическому и топографическому описанию Санкт-Петербурга с 1751 по 1762 год, сочиненное А. Богдановым". Исходная книжка серии, а именно "Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга с 1703 по 17051 год, была издана еще в 1799 году Г. Богдановым и никаких сведений о возникновении Вологодских слобод в ней не было. А в Дополнениях сказано: "в мызу ону переведены крестьяне из вотчин его (Шувалова) из разных городов". Почему на основании этого текста решили, что Вологодская слобода образована переведенцами из Вологодских вотчин? Никаких оснований для этого нет. 

    Источники — метрические книги и ревизские сказки — сообщают, что да, действительно в Большой и Малой Вологодских слободах жили крепостные Шуваловых. Появились они здесь  между 1748 и 1759 годами (здесь не было необходимости выяснять точнее, хотя источники и позволяют это сделать).

    Так, в исповедной ведомости церкви Святого Петра Митрополита, что за Красным кабачком (Центральный государственный исторический архив, фонд 19, опись 112, дело 67, лист 359) вовсе нет крестьян графа Петра Ивановича Шувалова, а есть лишь одна семьи дворовых его людей.

    А в исповедной ведомости церкви Спаса Нерукотворного, что в селе Спасском, Шувалово тож за 1759 год список пахотных крестьян Вологодской слободы занимает уже пять листов (ЦГИА, фонд 19, опись 112, дело 117, листы 589-592). Если же обратиться к ревизской сказке помещичьих крестьян Петербургского уезда за 1795 год, то можно увидеть здесь длинные списки принадлежащих Шуваловым дворовых в селе Спасском и крепостных в обоих Вологодских слободах.
    Но это же вовсе не означает, что переселенные сюда крестьяне  своим происхождением из Вологодской губернии присвоили название этим населенным пунктам. Вологодская слобода образована была значительно раньше и совсем иначе. Она была создана вологодскими ямщиками. Так в старину и называлась эта слобода — Вологодская ямская слобода. Такое ее название отлично видно и на картинке из исповедной ведомости 1748 года, помещенной в начале этой заметки.
    Таким образом тем, кто ищет предков среди крепостных Шуваловых в вологодских слободах Петербургского уезда, не нужно надеяться найти их в Вологодской губернии. Во-первых, у Шуваловых, по-видимому, и вовсе не было поместий в этой губернии (а были только заводы и заводские конторы в Усольском и Яренском уездах Вологодской губернии). А во-вторых, чтобы впустую не искать, лучше обратиться к ревизским сказкам в РГАДА. Ревизская сказка 4-й ревизии Петербургского уезда (1782 год) в ЦГИА отсутствует, она по всей видимости, утрачена. Но время переселения крепостных хорошо совпадает с датой хранящейся в РГАДА сказкой 3-й ревизии (1762 год): как раз между 2-й и 3-й ревизиями это переселение и состоялось. Значит в сказке обязательно должно быть указано прежнее место жительства переведенцев. Только искать, судя по титульному листу исповедной ведомости церкви Святого Петра Митрополита, сказки по этому времени следует не по Петербургскому, а по Шлиссельбургскому уезду. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий