Деревня Корнево Богородского уезда

 

 Ныне эта деревня находится в черте города Павловского Посада и полностью с ним слилась. Напоминанием о деревне являются название улиц города — Корневская, Корнево-Набережная. Но в прежние времена деревня находилась вне городской черты.

Подробные статистические сведения о деревне Корнево имеются в дореволюционном издании 1873 года — «Сведения о жителях Московской губернии. Том 1. Богородский уезд» (Москва, издание столичного и губернского статистических комитетов). 

Деревня была причислена в этот период к Игнатьевской волости Богородского уезда. Положение ее в справочнике определялось так: в двух верстах от Коломенской дороги, в 10 верстах от Владимирского шоссе, в двух верстах от Павловской станции Нижегородской железной дороги. 

Известно, что значительная часть жителей деревни Корнево, как и окрестных деревень, были старообрядцами. Но были и приверженцы официальной Русской православной церкви, они относились к приходу церкви Рождества Богородицы (Богородицерождественской), что на Уполозах.

История храма восходит к древним временам. Архивные документы свидетельствуют, что церковь существует «с незапамятных времен». По данным сайта открытой православной энциклопедии «Древо» (электронный ресурс: drevo-info.ru), еще в 1577 году на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, построенная исстари, а в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское. В статье на этом сайте приведена краткая история церкви. 
«В начале XVII века у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Во владении церкви находится лес полторы десятины, пашни по Клязьме 30 копен. За все приходилось платить дани — 11 алтын, 4 деньги.
В 1704 году была построена новая деревянная церковь. По штату 1790 года церкви полагался один священник, один диакон и два церковника. К началу XIX века деревянная церковь сильно обветшала.
В 1830 году по благословению митрополита Филарета (Дроздова) на средства помещика Рюмина и тщанием прихожан была построена новая каменная церковь с каменной колокольней. В теплой трапезной, в приделе с правой стороны, находится престол во имя пророка Божия Илии, а в левой — во имя святителя Николая. Благоустройство храма продолжалось долгие годы. Клировая ведомость за 1847 год свидетельствует: "церковь настоящая не освящена, нет в ней лампад и клиросы еще не сделаны". В приход церкви входили крестьяне деревень казенного ведомства: Демидово, Щекутово, Назарьево, Гридино, Городок, Ковригино, Курово, Улитино, Гора, Стремянниково, Мишутино, Корнево, Саурово, а также крестьяне помещика Николая Гавриловича Рюмина. Во всех означенных деревнях одна пятая часть населения состояла из раскольников-поповцев. В середине XIX века при храме числилось четыре двора, в них проживало два десятка человек.
Со временем от прихода были отписаны несколько деревень к Параскевской церкви у речки Березовки и к Никитской церкви у речки Дроздны. С 1885 года при церкви положен двухклирный состав причта: два священника, диакон, два псаломщика. На содержание причта шли проценты с банковского церковного капитала.
В 1890-х годах местный уроженец Иван Петрович Абрамов, хозяин платочной фабрики в Корнево, заново отделал церковь и построил земскую школу.
Храм многие годы благоустраивался при помощи жертвователей: крестьянина Шевелкина, фабрикантов Щукиных, Абрамовых и Алексеевых.
В начале XX века церкви принадлежало 73 десятины земли, двухэтажный дом, в котором помещались церковно-приходская школа, квартиры строителей и учителя, часовни в деревне Мишутино и Ковригино.
На 1903 год приход церкви составлял 11 деревень с православным поселением 4,5 тысячи человек, не считая старообрядцев. Весной, во время разлива Клязьмы, крестьяне добирались до церкви на лодках, которых имелось на этот случай в достаточном количестве.
После Октябрьской революции храм не закрывался, прихожане его отстояли. В 1930-х годах были сброшены колокола, но богослужения продолжались».

Наименование церкви (церковь, что на Уполозах, деревни Саурово), связано с тем, что находилась при кладбище (погосте) деревни Саурово; погост же назывался Уполозы. В метрических книгах встречаются варианты «церковь, что на Уполозах»; «церковь в селе Уполозы», «церковь, что на Уполозах, в Саурово».



Комментариев нет:

Отправить комментарий